«Мы больше не ищем таланты». Как бизнес решает проблему дефицита кадров?
Никогда раньше российский рынок не менялся и не развивался в таком темпе, как это происходит сейчас. Обнадеживает, что у ведущих российских предприятий достаточно ресурсов на расширение. Однако большой проблемой остается нехватка человеческих ресурсов. Компания ДКС – ведущий российский производитель кабеленесущих систем, низковольтного оборудования и IT-решений, - утверждает, что современные предприятия больше не ищут таланты. Теперь прогрессивные компании создают собственные кузницы кадров, в которых эти таланты выковываются. Как это происходит?
Рассказывает Олег Нечаев – начальник отдела автоматизированных систем управления компании ДКС:
«Производственным предприятиям не хватает специалистов, которые имели бы не только теоретическую подготовку, но и практический опыт. А потому новый тренд – это объединение теории и практики. Практика помогает лучше усвоить то, что уже изучено в учебных классах. Такая программа способствует подготовке квалифицированных кадров, имеющих практический опыт по изучаемой специальности.
Существует, например, федеральный проект «Профессионалитет». Его главная задача – широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям. В рамках этого проекта открываются технические университеты и колледжи на базе промышленных предприятий, которые растят специалистов как для себя, так и для других предприятий (заказное обучение). Примеры таких учебных заведений - политех Алабуга, Учебный центр ДКС.
Это заведения со схожими моделями и целями. Для них характерны:
- Бесплатное обучение;
- Преподаватели с практическим опытом;
- Современное оснащение учебного центра;
- Возможность трудоустройства;
- Трансфер до места обучения;
- Сочетание теоретического обучения и практики.
Такая система подготовки позволяет дать обучающимся знания, которые пригодятся им в реальной работе и погружают их в профессиональную среду.
В данный момент компания ДКС особенно остро нуждается в инженерах
Почему именно в них? Производство ДКС динамично развивается. И оно, по большей части, автоматизировано. То есть при открытии каждого нового цеха или расширении задач какого-либо отдела автоматизации нам требуются инженеры по автоматизации. Таких специалистов на рынке труда в целом большой дефицит. А в Тверской области или на Дальнем Востоке, где расположены наши производственные мощности, ситуация еще хуже. Поиск подходящего инженера порой занимает более полугода, а иногда – даже дольше. Например, специалиста в свой отдел я ищу с ноября прошлого года, и пока не нашел.
Часто к нам на собеседование приходят люди, окончившие ВУЗы. К сожалению, зачастую уровень подготовки, который они получили, оказывается недостаточным для работы. И в этом нет их вины: их учат либо только теории, либо практике на старом оборудовании, т.к. закупить новое учебное заведение просто не в состоянии.
Например, у нас обучающая роботизированная ячейка KUKA стоит 7000000 рублей. Ни один ВУЗ в Тверской области просто не имеет возможности потратить такие средства на один-единственный стенд. И ни один преподаватель Тверского ВУЗа не знает, как обучать программированию такого робота.
Растим кадры самостоятельно
По перечисленным выше причинам мы приняли решение растить инженеров по автоматизации и роботизации производства сами, с нуля. Два года назад был открыт учебный класс по роботизации и автоматизации производства. Причем обучение специалистов заточено под потребности именно нашей компании. Мы проводим практику сразу на реальном оборудовании, а обучение ведут действующие инженеры. У нас есть только дисциплины, которые будут нужны в работе – никаких философий и этик.
Наши преподаватели обладают высочайшим уровнем компетенций – у них не только красные дипломы профильных ВУЗов и международные сертификаты, но и практика. Наши преподаватели успели побывать с обеих сторон: когда-то они сами пришли в ДКС, студентами или выпускниками с большим багажом теоретических знаний. Однако практические знания им пришлось приобретать на практике.
И теперь, когда практического опыта накопилось достаточно, инженеры ДКС сами готовы учить. Они знакомы и с теорией, и с практикой, и с тем, как рассказать, чтобы было понятно. В отделе автоматизированных систем управления многие инженеры – это бывшие электромеханики. Мы увидели в них потенциал, базовые знания и желание учиться.
Кооперация с Тверским Государственным Университетом
29.09.21 ТГУ подписал с ДКС договор на совместное обучение студентов по специальности «Мехатроника и робототехника». Мы разработали все учебные планы, которые касаются профильных дисциплин. Сейчас мы преподаем мехатронику и робототехнику, электротехнику, гидроавтоматику и электропневмоавтоматику мехатронных огобототехнических систем, электронику и схемотехнику – и многое другое, всего более 15 дисциплин, необходимых для работы. Также все студенты стажируются на производстве ДКС.
Какая техника установлена в учебном классе?
Основное правило практического обучения – у обучающихся должна быть возможность применить полученные знания на практике. Этому принципу соответствует и оснащение учебных классов.
На данный момент там установлены:
- Роботизированная учебная ячейка KUKA
- Макеты производства с контроллерами и HMI-панелями SIEMENS
- Учебный стенд – привод
- Учебный стенд – пневматика
Это – наше настоящее. А что в будущем?
У нас большие планы. Так, 08.11.22 договор на совместное обучение был подписан с ТГТУ. Но специальность пока не выбрана. Когда она будет известна, нам также предстоит разработать учебные планы и практические занятия, которые будут полезны будущим специалистам. Также мы планируем улучшить оснащение учебного центра. На 2024 год запланирована покупка промышленных роботов по сварке, паллетированию и кобота (коллаборативный робот).
Мы считаем, что практическое обучение – это очень перспективное направление. Не секрет, что в первые годы после окончания ВУЗов многие уходят из профессии или же не могут найти работу по специальности. Потому что обнаруживают, что те знания, которые они получали в течение нескольких лет, абсолютно оторваны от действительности. Они не применимы на практике.
Когда предмет преподают люди, у которых есть многолетний реальный опыт в профессии, когда мертвая теория подкрепляется живой и интересной практикой – это совсем иной уровень вовлеченности. Именно к этому нам нужно стремиться при подготовке кадров».
Записала Хватинина Татьяна
Вернуться к списку публикаций