Обзор основных нормативных требований к шинопроводам на территории Российской Федерации


В этой статье мы рассмотрим текущую базу нормативных требований, предъявляемых к шинопроводам на территории Российской Федерации. В первую очередь стоит отметить, что на данный момент шинопроводы подвергаются обязательной сертификации соответствия требованиям технического регламента таможенного союза 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования". Для соответствия этому техническому регламенту шинопровод должен пройти ряд испытаний согласно ГОСТ Р 51321.1-2007 "Устройства комплектные низковольтные распределения и управления", являющийся переводом международного стандарта IEC 60439-1. Этот стандарт рассматривает общие требования ко всем комплектным низковольтным устройствам распределения и в общих чертах охватывает такие аспекты как: маркировка, эксплуатация, общие требования к конструкции, превышение температуры в процессе эксплуатации, защита от поражения электрическим током, степень защиты оболочки и стойкость к токам КЗ и т.д. Минусом данного норматива является отсутствие специфических требований к шинопроводам, которые по своей конструкции сильно отличаются от распределительных устройств в общем смысле этого понятия. Таким образом, мы получаем стандарт, в котором совершенно не рассматриваются некоторые параметры шинопроводов, и выходит, что шинопровод, соответствующий ему, может быть потенциально опасным в эксплуатации.

На данный момент в Европе группа стандартов IEC 60439 заменена группой IEC 61439, в которой отведена отдельная часть IEC 61439-6, посвящённая именно шинопроводам. На данный момент отдельные части этой группы уже переведены и приняты как ГОСТ, но шинопроводы ещё в процессе. Стандарты группы IEC 61439 на фоне предшественника характеризуются повышенным вниманием к испытаниям оборудования и увеличением количества проверяемых характеристик. Появились требования, которые раньше ранее к шинопроводам совсем не выдвигались, например стойкость к коррозии или наработка на отказ разъёмных контактных соединений. Шинопровод «Hercules» производства компании ДКС, в силу своей новизны изначально разрабатывался под данный стандарт и закономерно первым в Европе удачно прошёл абсолютно все испытания нового стандарта, чем мы очень гордимся.

Стоит отметить, что серьёзность производителя в подходе к сертификации можно косвенно определить по наличию отдельного сертификата на коробки отбора мощности. Эти устройства сильно отличаются от шинопровода по конструкции и имеют иной код ОКП, поэтому при испытаниях на соответствие ТР ТС 004/2011 рассматриваются иные параметры.

Вторым обязательным на территории Российской Федерации требованием ко всем шинопроводам является пожарная безопасность согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Испытания в данном случае проводятся по методике ГОСТ IEC 60332-1-2-2011 "Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 1-2. Испытание на нераспространение горения одиночного вертикально расположенного изолированного провода или кабеля. Проведение испытания при воздействии пламенем газовой горелки мощностью 1 кВт с предварительным смешением газов". Как и следует из названия ГОСТ, он предназначен скорее для кабелей и производится при помощи газовой горелки.

Суть испытаний заключается в закреплении вертикального отрезка шинопровода и направлении на него под углом горелки. Малая мощность горелки в 1 кВт и время испытаний 480 секунд делают прохождение данного теста для любого шинопровода очень простым. Из-за кабельной направленности этого ГОСТ критериями прохождения испытаний является отсутствие распространения огня вертикально по изоляции, обугливания изоляции и воспламенения бумаги, расстеленной под образцом во время испытаний. Естественно металлический корпус шинопровода от подобных воздействий не обугливается и не капает, что даёт 100% уверенность успешности прохождения заранее.

Далее мы переходим к добровольным нормам, без которых на практике применить шинопровод можно далеко не везде. Таким стандартом является ГОСТ Р 53310-2009 "Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость". Необходимость применения огнестойких проходов оговаривается в федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Данный закон гласит что в местах прохода шинопровода через ограждающие конструкции с нормируемыми пределами огнестойкости или противопожарные преграды шинопровод должен быть ограждён огнестойкой конструкцией, которая будет препятствовать распространению огня в месте прохода. Для этого шинопровод как правило убирают в кожух из силикатных плит или минеральной ваты. Для испытаний шинопровод встраивают в стену специальной камеры, в которой с одной стороны нагнетается температура по заданному графику а с другой снимают показатели нагрева материала прохода и корпуса шинопровода.

При превышении допустимого нагрева прохода или корпуса испытание сворачивается, а так же в случае разрушения материала прохода испытание сворачивается и проходу присваивается индекс в минутах, которые он условно сдерживал пожар. Бывают разные глубины заделки или можно назвать их длинами конструкции прохода, и они соответственно имеют разные показатели. Например для шинопроводов «Hercules» при глубине заделки 500 мм этот показатель составляет 120 минут, а при глубине заделки 1000 мм уже 180 минут.

Ну и наконец, в некоторых регионах нашей большой страны есть требования к сейсмостойкости шинопроводов. Так же эти требования могут выдвигаться для применения на специализированных объектах, например АЭС. Испытания на данный параметр ведутся в России согласно ГОСТ 30546.1-98 "Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости".

Конструкцию из шинопроводов монтируют на специальном вибростенде, которым может создавать вибрации в различных осях. Затем по заданным программам моделируют условия возникающие в реальных условиях при землетрясениях и снимают датчиками, закреплёнными на конструкции: частотные характеристики колебаний, резонанс конструкции, спектры воздействия и прочие характеристики.

Совокупное испытание на вибропрочность и сейсмостойкость по всем осям длится порядка шести часов. По факту прохождения испытаний анализируются графики и конструкции присваивается балл по шкале интенсивности землетрясений Медведева - Шпонхойера - Карника (MSK-64). Шинопровод «Hercules» например благополучно прошёл испытания на 9 баллов, характеризующееся сильным повреждением и разрушением каменных домов.

Вернуться к списку публикаций