Интернационализация? Работает и в обратном направлении!

14.05.2020

Помните, вам говорили, что в бизнес-цикле зона комфорта – абсолютная иллюзия? Это так. И что для того, чтобы расти, нужно интернационализировать бизнес? Безусловно. Но что, если кто-то скажет, что процесс также может работать и в обратном направлении? Что, если, начав бизнес за рубежом, можно вырасти (и сильно!) на родине? История DKC Europe доказывает это. Если вы далеки от электротехнической отрасли, это название может ни о чем вам не сказать, однако группа компаний DKC является лидером на рынке в области кабельных систем и решений для защиты, транспортировки, распределения энергии для гражданской и промышленной инфраструктуры. Компания имеет 3600 сотрудников по всему миру, 34 завода, расположенных между Европой и Россией, 165 тысяч квадратных метров производственных предприятий, 80 тысяч складских помещений, 370 миллионов евро консолидированного оборота и 75 прибыли по EBITDA. Это не самая последняя компания в списке предприятий малого и среднего бизнеса. И все же…

Все началось с человека, который собирался уйти в отставку, и с продукта, столь же тривиального, насколько и необходимого, - с гофрированной трубы. Производство стартовало в стране, в которой почти ничего не было и поэтому была потребность во всем: это было в России в начале 1990-х годов, когда прежние ограничения были сняты, и Российская Федерация готовилась начинать практически с нуля.

«Все началось с небольшой телекоммуникационной компании, созданной Марко Чеккони (основатель DKC, скончался в 2016 году) совместно с несколькими молодыми людьми из России. Им понадобились пластиковые кабельные каналы, и они обратились ко мне. В то время я был коммерческим директором компании Bocchiotti», - говорит Сандро Бергамо (на фото), президент группы компаний.

«Им не потребовалось много времени, чтобы понять, что на электротехнических изделиях можно заработать больше, нежели на телефонии, поэтому они основали вторую компанию для продаж. Но импортировать продукцию из Италии стоило дороже, чем производить самим, поэтому они купили две линии по производству гофрированных труб, используемые Винченцо Бальцанелли, историческим персонажем электротехнической промышленности. Так в конце июля 1998 года появилась компания DKC. Русское название компании - "ДКС", это аббревиатура от "Диэлектрические кабельные системы"».

В 1999 году Сандро Бергамо вышел на пенсию и был приглашен в компанию: «Я согласился без малейших раздумий, - вспоминает он, - я верил в российский рынок и его развитие: здесь все еще ощущался дефицит, и чтобы его победить, нужно было работать не меньше пятидесяти лет».

Остальное уже история: расширение ассортимента, начало производства кабель-каналов в 2002 году на линиях, импортированных из Италии на завод в Твери. Завод располагался в 160 км к северу от Москвы по дороге в Санкт-Петербург, которую Бергамо вспоминает как "огромную, но пустую". Почему именно Тверь?

«Не было профессионального рынка, не было какого-либо рода научно-технических знаний: единственное, что оставалось, привлечь доверенных людей и затем направить их. В Твери поступил в университет Дмитрий Колпашников, один из основателей. Его однокурсник, Вадим Рыбачук, следил за производственной деятельностью».

Сегодня компания DKC – признанный лидер в отрасли. Тем не менее, она начинала с уставного капитала в 8 тысяч рублей, что-то вроде 1300 евро (сегодня это всего около 120 евро). Что стало ключом к успеху?

«Мы были единственными, кто понял, что на этом быстро растущем рынке важно производить продукцию на местном уровне. И кризис не пугал нас, в то время как немцы и французы бежали, сверкая пятками. После кризиса рост был стремительным: 60-70% по сравнению с предыдущим годом».

В 2007 году – первое приобретение, которое Бергамо называет "вынужденным": компания Cepi Italia, работающая с 60-х годов на итальянском рынке в производстве металлических каналов. «Для них мы были эксклюзивным дистрибьютором, поставлявшим продукцию в Россию. Мы привезли в Тверь один используемый ими профиль, - объясняет Бергамо. - После шести месяцев производства на месте нам нужно было взять и второй профиль. Тогда мы работали 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Через несколько лет Cepi Italia столкнулась с коммерческими проблемами на итальянском рынке, и когда она находилась на грани банкротства, мы должны были помочь, потому что на тот момент мы стали лидерами рынка в России».

В 2008 году была создана компания DKC Europe, которая в последующие годы постепенно расширила ассортимент своей именно за счет приобретенных итальянских предприятий. Список приобретений на территории Италии длинный: в 2008 году пришла очередь компании Costel, специализирующейся на производстве шкафов электроуправления на давальческой основе, в 2014 году – компании Cosmec, лидера по производству систем защиты кабелей в электроустановках, затем - компании Conchiglia, старинной итальянской компании, работавшей на рынке компонентов для уличного освещения, распределения электроэнергии низкого напряжения, компонентов для газо-водопроводных сетей и дорожных знаков, и компании Enerconv, специализирующейся на разработке и производстве оборудования для силовой электроники. В 2015 году – новое приобретение: компания Steeltecnica, которая уже более 40 лет работает в области легких столярных изделий в электрических и электронных отраслях внутреннего рынка.

«Из России мы вернулись в Италию, чтобы инвестировать в компании с отличной продукцией, но находящихся в критических ситуациях (исключение – компания Cosmec). Я говорю это с гордостью: мы спасли компании, которые находились на грани исчезновения. Мы инвестировали, реорганизовали их и вывели на российский рынок, одновременно развивая итальянский рынок. Результатом стало увеличение оборота в 3 раза, из которых 60% - благодаря экспорту».

А будущее? С покупкой контрольного пакета акций RGM компания DKC входит в область создания сложных специализированных систем для преобразования энергии, которые могут широко применяться на рынках транспорта, гибридных систем и систем хранения энергии, в промышленных и медицинских рынках.

«В традиционном для нас секторе мы достигли положения, при котором большего роста ожидать не приходится. Где мы можем снова начать последовательно расти? В силовой электронике, предмете последнего приобретения. - объясняет Сандро Бергамо. - Мы стоим на пороге эпохи перемен. Изменится все: от производства до распределения и хранения энергии. Автомобили должны будут снабжаться энергией, и важность вопросов энергоснабжения возрастет».

А потом?

«Мы заинтересованы в двух секторах: жилом и промышленном. Вместо того, чтобы подавать энергию в интеллектуальные сети, мы будем использовать дополнительное производство из фотоэлектрических и возобновляемых источников энергии. Это поможет нам реализовать мечту: стать не зависимыми от внешних источников энергии. Конечно, нам необходимо торопиться, но RGM имеет очень сильные навыки в отрасли. И мы выпустим на рынок продукт, который будет иметь статус: он будет премиальным, экологичным и независимым».

Вернуться к списку публикаций